Авторский музыкальный альбом "РУСЬ-2013"

Авторский музыкальный альбом "РУСЬ-2013": http://my.mail.ru/my/audio

понедельник, 12 декабря 2016 г.

Доклад Тимошенко А.П. на конференции 25.11.16 :"Россия-третий путь".

                ТОС как основа местного самоуправления.
Одной из причин Февральской революции 1917 года  в Российской империи стала управленческая, хозяйственная и судебная волокита государственных структур, как в центре,  так  и на уровне губерния – уезд. Решения по очень насущным вопросам принимались годами. Упускались время и возможности,  исчезали даже тень справедливости и неотвратимость возмездия за содеянное. В конечном счёте, это привело к тому, что люди разуверились во власть. И императорская власть рухнула. В тоже время местное самоуправление, испытанное, как минимум, тысячелетием, оставалось неизменным практически до того момента, как началась  коллективизация.
То же самое произошло и в 1991 году. Власть так обрыдла народу своими завихрениями, что когда её не стало, подавляющая часть населения СССР вздохнула с облегчением. Вздохнула с надеждой на лучшее. А что в итоге мы  получили? Создавая новую конституцию нашей страны, разработчики как бы даже и не заметили нашего родного опыта самоуправления и за основу взяли европейский опыт, наивно считая, что всё забугорное лучше нашего доморощенного. А так ли?
Далее, готовя этот небольшой доклад, я пытался найти хотя бы одну работу по истории местного самоуправления в нашей стране в разделе – местное самоуправление в сельских населённых пунктах. И не нашёл! По крайней мере, мне такие работы не попались.  Почему-то наши историки, касаясь местного самоуправления, разрабатывают только городское самоуправление! В тоже время основу нашей страны ещё до ВОВ составляли жители сельской местности. А во времена Ивана III и Ивана IV городское население составляло не более 3% от всех жителей страны. И второе, в основе крестьянство было черносошным, то есть  царским. А как оно управлялось? Не мог же царь в каждое село или деревушку назначить своего представителя!
Одно время мне пришлось много работать в краевом архиве, устанавливая историю родного села Сидоровка Романовского района, и наткнулся на интересные факты. Село организовали между 1854 и 1856 годов. Откуда можно сделать такой вывод? По приговорам деревенских старост и лучших людей. Так в то время называли депутатов. Все приговоры по выборам должностных лиц Нижне-Кулундинской волости (центр волости с. Овечкино)  от каждой деревни подписывали староста и лучший человек. А каждый староста  ещё и скреплял своей печатью.
Так вот в 1854 году сельские старосты и лучшие люди избирали волосного начальника (голову). Дело было зимой.  Думу думали две недели. И на этом приговоре не стояли подписей старосты и лучшего человек из деревни Сидора. А в 1857 году, когда за пьянку досрочно выгоняли с должности старого волосного писаря и избирали нового, подписи и печать уже была.
Есть ещё один интересный момент, очень ярко характеризующий роль местного самоуправления в дореволюционной России. В 1856 г. здесь же в селе Овечкино сельский сход отправил в Змеиногорск на рудники местного батюшку, а матушку с детьми в Салаир. На полтора года. И причиной такого жесткого решения так же было бытовое пьянства. Поп вместе с попадьёй запили, и батюшка забросил службу.
Через полтора года батюшка слёзно умолял принять его и семью в крестьянство села Овечкино. Причина была очень простой – его просто не отпускали с рудника до тех, пока он не смог подтвердить в каком сословии и где он будет жить.  Крестьяне вновь собрали сход и вынесли приговор, разрешающий попу с семьёй вернуться в село крестьянами.
В 19 веке самоуправление на селе строилось следующим образом. От каждых десяти дворов владельцев земли избирался лучший человек. Таким образом, в депутаты не могли попасть случайные люди. Лучшие люди из своей среды избирали сельского старосту и одного делегата-выборщика. Последние участвовали в выборах волостного головы (начальника), волостного старшины и волосного писаря.
Волостной начальник отвечал за оперативное управление волостью, за её экономику, сбор налогов, строительство дорог, мостов, школ, церквей, организацию праздников и торговли.
Волостной старшина  отвечал за хлебный амбар и порядок на территории, так как полиции в те времена в сельской местности не было. Функцию полицейских выполняли лучшие люди, а дознавателей и следователей  - старосты и волостной старшина. В хлебном амбаре хранился запас зерна для посевной на два года на случай засухи.
Волостной писарь отвечал за доведение законодательных актов и подзаконных актов населению, за правильное оформление решений сходов, приговоров и так далее. Через него шла вся переписка местных жителей с властями.
Что касается уезда, то  там находился земский начальник, следивший за законностью деятельности местного самоуправления и крестьянский начальник. Земский начальник и крестьянский начальник располагались в различных населённых пунктах. Так в Барнаульском уезде земский начальник располагался в Барнауле, а крестьянский – в Волчихе. Крестьянский начальник следил за тем, чтобы соблюдалась законность в земельном вопросе, в сборе налога. А налог для крестьян был всего один – до 1917 г. один рубль с одного земельного надела. Один земельный надел на Алтае был 12 десятин. Все остальные сборы назывались самообложением и шли на организацию жизни села. При этом решение о сборе принималось только тогда, когда каждый владелец земли ставил свою подпись на подписном листе в графе «ЗА». Если хотя бы один из них был против, решение не принималось.
В моём родном селе только в 1911 году власти смогли открыть казённую винную лавку. До этого несколько землевладельцев, из более чем 1200 человек,  не менее 10 лет  не подписывались и не позволяли открывать питейное заведение.
Как известно, убитый в 1911 г. премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин внёс в  Государственную Думу тогдашней императорской России законопроект, предусматривающий  выборы мировых судей крестьянским обществом в 1920 г. По его замыслам, эти мировые судьи должны были иметь право выносить приговоры по всем делам, кроме тех, где фигуранты  замышляли действия против государства и императорской фамилии. Увы, с его убийством проект закона так и завис в ГосДуме.
Сегодня ситуация очень похожа на два предыдущих случая – власть как бы есть и в тоже время для одних её нет, для других очень дифференцирована. В тоже время есть государственная и какая-то муниципальная. Это как понимать? Дело в том, что  в государстве может быть только одна власть  - государственная. Чтобы не рассказывали нам учёные мужи, но власть всегда была и есть монадной. До населения не доходило, не доходит и никогда не дойдёт, что власть можно разделить и отделить? Имеется ввиду – разделить на три ветви и отделить какую-то муниципальную власть от государственной. Разделить невозможно, потому что можно поделить полномочия, но не саму власть. А отделить? Это вообще из области фантастики.
Увы! Эта фантастика в нашей стране свершилась. По сути говоря, мы сегодня живём в фантастическом мире. И выживаем только потому что законы у нас пишутся так, чтобы их можно было не исполнять. Или  их невозможно исполнить. Первое. Некому? Второе. Нет желаний. Третье. Исполнение одновременно всех законов  нашу жизнь вводит в хаос и тупик. Четвёртое. Дублирование федеральными и региональными структурами. Пятое. Отсутствие реальной власти в населённых пунктах. Даже в таких крупных городах, как Барнаул.
Увы! Ситуация усугубляется ещё и тем, что в реальности практически полностью отсутствует общественное самоуправление. Да есть ТОСы, есть уличные и домовые комитеты. На бумаге почти в каждом микрорайоне и многоэтажном доме, но они постепенно загибаются, и в реальности мало влияют на ситуацию. Причина? Отсутствие материальной и финансовой базы для их существования.
Давайте посмотрим на себя со стороны. Мы все живём в стране под названием Россия. Она состоит из двух частей: государство и общество. 
Когда-то, в далёком историческом плане, наши предки передали многие функции по управлению, обороне и правой защите от себя государству. Приняв Конституцию РФ в 90-ые годы прошлого столетия,  мы это подтвердили, оставив за собой функции контроля.  И теперь государство от имени народа управляет страной, защищает её территориальную целостность, отвечает за жизнь и здоровье населения, казнит и милует.
Вторая часть страны – это общество, то есть все мы, не имеющие отношения к государственным структурам. Нас более 85%.
И в этот момент возникает вопрос: - А где в это структуре муниципальная власть? А нигде!  Государство от нее отказалось, а в обществе её нет. Но на деле муниципальная власть существует! И заметьте, постоянно конфликтуя с региональной властью и, практически, неподконтрольная жителям данного населённого пункта. Для того чтобы она как-то выполняла функции управления, ей региональная и федеральная власть передаёт свои функции, но, чаще всего, без финансовой составляющей. А смысл такой передачи? И вообще смысл существования такой власти? Понятно, что его нет! По сути дела, существующая местная власть это раковая опухоль. И тут наступает самое интересное – существующая структура бессмысленна, но управлять-то территориями нужно! А как?
Для того чтобы управлять по иному населёнными пунктами, следует изменить концепцию власти. Она должна заключаться в том, что большую часть властных полномочий  государство должно передать общественным структурам. Наиболее перспективным в этом плане является территориально-общественное самоуправление (ТОС), потому что оно может включать в себя и уличные комитеты, и домкомы, и ответственных по подъездам.
Предлагаемая структура власти:
А. Сельское поселение (село, деревня)
1.     Вся полнота власти на территории сельского поселения принадлежит жителям, имеющим надел земли. Региональной властью законом устанавливается минимально допустимый надел земли (до 1917 г. – 12 десятин) и максимально допустимый надел земли (до 1917 г. – 72 десятины). Остальная земля только в аренду.
2.     Владельцы земли определяют, кто может селиться в населённом пункте, а кто не имеет на это право. Решение должно быть единогласным. Так же определяют, кто должен покинуть населённый пункт.
3.     От каждых 10 дворов владельцев земли избирают депутатов местного представительного органа. При неисполнении депутатом своих обязанностей та же десятидворка отзывает депутата и избирает нового.
4.     Депутаты избирают Совет ТОС и председателя.
5.     В обязанность депутатов входит, в том числе,  и поддержание общественного порядка, вплоть до арест нарушителей. Для этого общество должно содержать необходимое помещение.
6.     Сход определяет взнос каждого двора  на организацию местного самоуправления.

Б. Район
1.     Советы ТОС и председатели всех сёл входят в районный представительных орган – районный Совет. Совет избирает главу района, отвечающего за экономику района и его оперативное управление, а так же председателя районного совета.
2.     На основе общих выборов, в которых принимают участие владельцы земли, врачи, священнослужители, клир местных церквей и учителя, избираются участковый полицейский и мировой судья.
3.     Участковый полицейский подбирает себе помощников. Их утверждает райсовет.
В. Уезд
В настоящий момент в крае ищут форму наиболее целесообразной организации медицинской и социальной помощи населению и образовательного процесса. Интуитивно определили несколько центров, где всё будет развиваться более быстрыми темпами, чем остальные территории. И это всё понятно, так как невозможно в каждом даже крупном селе, построить современные медицинский и образовательный центры. Для этого территорию края необходимо разбить на уезды.
В Алтайском крае необходимо сформировать 4 уезда и один городской округ. Уезды: Новоалтайский, Бийский, Рубцовский и Славгородский. Городской круг – Барнаульский.
В уездах должны быть сосредоточена вся государственная власть. В первую очередь:  регистрационные, управленческие, правоохранительные и судебные структуры, кроме мировых судей. При принятии госструктурами решений,  вводится временная норма, нарушение которой со стороны госструктур даёт основание обществу самостоятельно принимать решение.
Я являюсь председателем Совета ТОС Власихинского мкр  Железнодорожного района Барнаула. Инициатором создания ТОС выступила администрация района. Причина принятия такого решения – невозможность управлять такой огромной территорией, как Железнодорожный район, из одного центра без поддержки общественности.
В конце июля 2012 г. состоялась учредительная конференция. Так появился ТОС Власихинского мкр Железнодорожного района.
Мы начинали с нуля. Не было ни помещения, ни базы, ни понимания что и как делать. А самое главное – не было поддержки населения. Люди не понимали, зачем мы нужны.
Совет сразу же принял решение – проводить свои заседания ни один раз в квартал, как предписывал типовой Устав, а еженедельно, во вторник, в 19.00. И объявили это жителям через листовки. Их практически положили в каждый почтовый ящик.
В начале было много скандалов, разговоров и бесед на повышенных тонах, но со временем люди привыкли к том, что Совет ТОС слов на ветер не бросает и активно занимается улучшением условий проживания в микрорайоне.
За 4 года существования ТОС организовало население и построили:
1.     Газопровод 34  км. длиной и газифицировали более 800 из 947 домовладений.
2.     Построили четыре мостика через ручей: один железобетонный и три деревянных.
3.     Заасфальтировали проезд Кирзаводской.
4.     Построили водопровод на ул. Фурманова.
5.     Спортивную площадку. Летом на ней занимаются мини-футболом и волейболом, зимой – часть площадки заливаем под каток и устраиваем снежную горку. На Новый год там устанавливаем ёлку.
6.     Привели в порядок дорогу от  здания ТОС до ул. Фурманова.
7.     Переоборудовали здание по адресу: ул. Рылеева, д. 1 под нужды ТОС, создали в нём многофункциональный зал, оборудованный необходимой ауди- и видео-аппаратурой.
Два раза в год проводим субботники. В настоящее время жители знают, как и в какой последовательности нужно делать, чтобы не создавать несанкционированные свалки. ТОС жителей обеспечивает мешками для мусора.
Постоянно ведётся работа по очистке территории от травы и поросли деревьев в целях пожарной безопасности.
ТОС часто выступает в роли третейского судьи, разбирая конфликты между соседями.
У нас есть футбольный клуб «ТОС-ЛОКО». В нём занимаются около 70 подростков от 10 до 15 лет. Команда старших ребят в этом году стала последовательно лидерами в Барнаул, крае и на региональном уровне.
В сентябре 2016 г. в г. Долгопрудном проводился Всероссийский фестиваль дворового спорта. Основу команды Алтайского края составили ребята с нашего клуба (18 из 22). В итоге: заняли третье командное место.
На базе ТОС работают: школа СТЕПА, хор ветеранов «Долголетие», театр миниатюр «Забава», вокальная студия, туристический клуб, творческое объединение «Современники», литературно-музыкальный салон, арт-студия «Аллегория» и клуб садоводов и огородников.
ТОС проводит следующие соревнования: переходящий Новогодний кубок ТОС Власихинского мкр по мини-футболу, кубок по мини-футболу, посвящённый воинам-интернационалистам, командное и личное первенство по пулевой стрельбе из пневматического оружия, посвященное ДНЮ ПОБЕДЫ, первенство среди уличных участков «Самый спортивный участок».
Мы регулярно чествуем ветеранов, участников боевых действий, матерей, пожилых жителей  и юбиляров. Для этого проводятся концерты и чаепития.
В общем, жизнь бьёт ключом, но … неопределённость ТОСов в законодательном и финансовом плане приводит к очень неоднозначным ситуациям. Ежегодно я подписываю договор на бесплатную аренду здания, в котором находится ТОС. Аренда бесплатная, но за коммунальные  услуги и электричество платит ТОС. ТОС платит и за аренду земли.  В этом году всё это выливается в 146 тыс. руб. Мы не предприниматели, в субаренду здание сдавать нельзя. А где взять деньги?  Тем более, что деньги нужны на организацию работы студий, хора, концертов, чаепитий и футбольного клуба. В этом году на все эти цели мы защитили субсидию из бюджета города и нам дали аж 46 тыс. Из них 36 тыс. на оплату за тепло МУП «Энергетик» и  10 тыс. руб. на организацию праздников, в том числе 1 тыс. руб. - новогодних праздников.
Почему мы пришли к мысли, что государство обязано передать многие полномочия общесту?
В 2015 году краевые законодатели возложили полномочия по учёту животных в городе Барнауле на коммунальную службу. По их задумке работники коммунальной сферы должны были каким-то боком учесть всех собак, свиней, кошек, возможную экзотику, поживающую о дворах, домах и квартирах жителей города. В результате? Ничего! Не учтена ни одно кошка!
В настоящее время самым сложным вопросом в Барнауле является захват населением земель. В индивидуальном секторе этот процесс идёт повсеместно. Кто прирезает к своему участку 2 метра, а кто и десять. Есть улочки, по которым невозможно проехать пожарным машинам, полиции и скорым. Даже уложить асфальт невозможно. Нынешняя власть не в состоянии заставить нарушителей вернуть все заборы на места. Причина простая – ей не хватает ни сил, ни средств. А впрочем, ей это всё до лампочки.
Два года назад очень остро встал вопрос с вывозом мусора. И только усиленная работа наша совместно с районной властью позволила навести в этом деле относительный порядок.   Мусор стали вывозить своевременно, но стихийных свалок от этого меньше не стало. Причина – безнаказанность. Лично я не разу не слышал, чтобы кого-то за свалку мусора в неположенном месте оштрафовали.   Причина – народ, нарушающий закон живёт в микрорайоне, а те, кто имеет право наказать, сидят далеко от этого народа в кабинетах.
Данные примеры только вершина айсберга. На самом деле город не управляется, так как нет политической воли и всё отдано на усмотрение отдельных чиновников. А они  прикрываются законами – исполняют то, что им выгодно и не помнят о том, что они считают не нужным. Но это ненужное для чиновников очень жизненно обходимое для населения! Так что выход из данной ситуации только один – передача части властных полномочий общественным структура с правом наказания нерадивых жителей микрорайона. А штрафы должны поступать на счета ТОС. Тогда принцип неотвратимости наказания будет реализован надлежащим образом.
Отсюда вытекает ясное понимание того, что для получения общественными структурами властных полномочий, необходимо изменить законодательную базу и превратить ТОС  представительные органы на данной территории. При этом они должны действовать независимо от  муниципалитетов в нынешнем виде. Понятно, что для этого необходимо разработать закон «О территориальном общественном самоуправлении». И чем быстрее это будет сделано, тем активней население включится в работу. А это значит, что существенно измениться сознание многих людей. Они найдут для себя смысл  своего существования.
В нашем ТОС ни один член Совета или председатель уличного комитета, ни один активист не получает зарплату. А работа кипит. Мы строим, мы создаём условия, мы – развиваемся. И всё это происходит часто вопреки воли властей, потому что с одной стороны они декларируют свою поддержку, а с другой – счета на десятки тысяч рублей за коммунальные услуги от структур, подчиненных местному муниципалитету и аренду земли. Но наш Совет это не останавливает. Значит, людям нужны не только деньги, но и удовлетворённость от сделанного.
Люди хотят перемен!
Для этого необходимо:
1.     Внести необходимые изменения в ФЗ 131 и Гражданский кодекс РФ или принять отдельный закон о ТОС. И  в первом, и во-втором случаях необходимо предусмотреть следующее:
- Изменить форму организации ТОС с общественной организации на представительский орган населения данного микрорайона.
- Определить, что ТОС организовывается только  в масштабах микрорайона,  а в домах, подъездах, на улицах организуются домкомы, старшие по подъезду, уличные комитеты, как подразделения ТОС. И этом все жители мкр автоматически становятся членами ТОС при этом до 14 лет они не имеют права голоса. После получения паспорта они могут принимать участие в работе любого органа ТОС.
- Формирования представительского органа должно строится по следующему принципу: от определённого количества дворов избирается делегат на конференцию. Конференция избирает коллективный руководящий орган и Председателя ТОС. При этом жители имеют право в любой момент отозвать своего делегата, достаточно оформить это протоколом.
Примечание: Делегатом не может быть человек, проживающий вне микрорайона или живущий в микрорайоне менее 3 лет. От одного избирательного участка избирается один делегат. Житель, живущий на территории другого избирательного участка, не может быть избран делегатом жителями другого участка.  Для организации учредительного собрания или конференции избирательные участки нарезает инициативная группа. В дальнейшем – коллективный руководящий орган.
- Представители властей могут участвовать в работе ТОС. Но только в качестве наблюдателей или контролировать использование выделенных ТОС средств из бюджета.

- Определить порядок финансирования ТОС. В вести такое понятие, как самообложение. Размер самообложения определяется представительным органом и утверждается конференцией или собранием в виде сметы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий