Авторский музыкальный альбом "РУСЬ-2013"

Авторский музыкальный альбом "РУСЬ-2013": http://my.mail.ru/my/audio

среда, 19 ноября 2014 г.

Президенту Российской Федерации: "О коррупции, кадровой политике и о нравственных началах в судебных органах Алтайского края".


Президенту Российской Федерации
О коррупции, кадровой политике и о нравственных началах в судебных органах Алтайского края.

Слово "коррупция" (от лат. corruptio) означает "порча, подкуп".
Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией определяет ее как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях".
Общепризнано, что коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности России.
В результате коррупции в общественном сознании членов нашего общества формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти; коррупция приводит к деградации моральных ценностей общества, оказывает негативное воздействие на деятельность органов власти и институтов гражданского общества и т.д.
Не обошло стороной это явление и судебную власть.
По результатам социологических опросов суды и судьи не пользуются у наших граждан доверием, показатель негативных оценок достигает 60 и более %. Предполагаем, что этот показатель из года в год будет расти.
Как известно, система формирования судебного корпуса в России основана на назначении судей, хотя, надо заметить, в большинстве европейских стран должность судьи так же, как депутата и президента, выборная. Например, в США во многих штатах организуются прямые выборы судей населением.
У нас же предусмотренная ФЗ РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» единственная возможность избрания мировых судей на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации (ст. 6 Закона), применения не нашла.
Уверен, если бы должность судьи была выборной, некоторые лица не попали бы на эту должность, да и не всякий нынешний назначенный судья решился бы идти на народные выборы.
Кто же пришел в судьи у нас, на Алтае. Как показал анализ (с погрешностями из-за недостатка официальных данных), корпус мировых судей из 119 должностей формировался в первые годы, примерно, на четверть из работников милиции, еще на четверть из судейских работников (секретарей, помощников), остальную половину составили вместе взятые юристы предприятий, организаций, представители адвокатуры, прокуратуры, органов юстиции, других государственных органов.
В глаза бросается тот факт, что в судебную систему края в эти годы (и не только в мировые судьи) пошел массовый поток сотрудников МВД. И среди них, не только следователи (против чего особых возражений нет), но и работники штабов, оперативных отделов, дежурных частей, заместители и начальники милиций, и даже работники ГАИ (целый ряд из них - пенсионеры МВД).
Как стало возможным, что милицейские специалисты попали в Алтайском крае в ряд высококвалифицированных знатоков закона, достойных занять судейскую должность?
Какие такие законы применял сотрудник оперативного подразделения, в какой практической деятельности, спрашивается, начальник ГАИ мог «поднатореть» в гражданском, трудовом или процессуальном праве...? Как мы понимаем, все они по долгу службы являлись исполнителями законодательства по своей узкой административно-милицейской специальности, и не более того.
Как известно, и образование, полученное милицейскими кадрами в высшей школе милиции, сильно уступает образованию, которое дают юридические факультеты университетов (у нас в крае, например - АГУ). В программах высшей школы милиции (старое название института МВД) объем изучения таких дисциплин как: гражданское, трудовое, семейное, гражданско-процессуальное и т.п. право, раз в 5, а то и в 10 меньше, чем в университете, - как говорится, «галопом по Европам». С позиции судебной деятельности такое образование явно не соответствует уровню требуемой теоретической подготовки. Сравнивая с медициной, можно сказать, что врачи - стоматологи приняты на работу в качестве врачей- акушер-гинекологов. Интересно, кто из здравомыслящих людей доверит жизнь своих близких подобным «профессионалам»? А разве судья, как и врач, не решает судьбу (жизнь) человека? Почему же стала возможной подобная практика на Алтае? Именно не единичные случаи, а практика.
Кто же проверял и оценивал качество знаний милицейских кадров? Оказалось, в течение ряда лет (как раз в период формирования мировой юстиции в крае) экзаменационная комиссия работала при управлении Судебного департамента в Алтайском крае, а возглавлял ее заместитель начальника этого управления (как и начальник управления) - из бывших сотрудников МВД. Думаю, этим сказано все ...
Добавлю лишь, что вполне понятная озабоченность по поводу комплектования таких экзаменационных комиссий и результативности их работы во всей России высказана на страницах журнала «Российская юстиция» № 6/99 Председателем Высшей квалификационной коллегии судей РФ А.Жеребцовым.
Кроме соответствующей теоретической подготовки и опыта практической деятельности по юридической профессии от кандидата закон требует безупречной репутации, как в труде, так и в личной жизни.
На этот счет выяснилось, что не все из бывших сотрудников МВД, попавших на судейские должности, в прошлом хорошо служили государству.
Остается удивляться, как могли рекомендовать на должность судьи, например, бывшего начальника милиции, который за нерадивую службу ежегодно в течение нескольких лет подвергался дисциплинарным взысканиям. Чистоплотность этих судей, как и тех, кто их «проталкивал», вызывает много вопросов, несмотря на время...
Закон требует, чтобы при решении вопроса о рекомендации на должность судьи выяснялись негативные сведения о кандидате, его близких родственниках.
А как выяснишь у некоторых наших кандидатов и судей, судима ли родня, если семейные отношения, как положено по закону, не урегулированы. Надо полагать, у такого кандидата никто и не проверял, судим ли отец ее детей и его родственники, не препятствуют ли их судимости назначению кандидата (судьи) на должность и не является ли отсутствие регистрации брака уловкой, чтобы избежать полноценной проверки... Нормально ли, если сожитель-адвокат принимает участие в рассмотрении дел в суде, где работает ее (его) сожитель - судья и т.д. В крае уже сформировался «слой аристократии», пришедшей в судебную систему с того времени, как судьи получили высокую оплату труда и значительные социальные привилегии. И слой этот, если присмотреться ближе, во многом состоит из детей, снох, племянников и всякой другой родни краевой и районной «судейской верхушки», а также некоторых судей и приближенных к этому кругу лиц.
Никто не возражает, чтобы родственники судей становились судьями. Речь здесь идет о том, чтобы посредственные и нечистоплотные родственники и «нужные люди» за счет своих связей не обходили других, по настоящему достойных и высококвалифицированных специалистов, чтобы отбор кандидатов был действительно конкурсным, а не родственным или клановым, чтобы судьями становились лучшие юристы.
Как утверждают люди близкие к судейской когорте, например, у судьи Центрального районного суда г. Барнаула Запаровой папа судим. Мы, конечно, не имеем права выяснять соответствует ли это действительности. Как не имеем ни права ни возможности выяснить действительно ли судья того же суда Сидорова (дочь заместителя председателя краевого суда по хозяйственной части) представила в квалификационную коллегию при назначении документы, что работала в каком то ООО юристом. Говорят, что она в это время проживала за границей (в Португалии). УФМС нам конечно же не ответит, правда это или нет. Но где соответствующие проверяющие органы или они этим не занимаются? 7 ноября этого года судья Сидорова рекомендована уже квалификационной коллегией судей Алтайского края на должность судьи краевого суда. Следует заметить, что на эту вакантную должность почему то не оказалось претендентов, кроме Сидоровой.
В последние годы много говорится об учете общественного мнения в работе судов, периодически проводятся опросы общественного мнения и соответственно получаются ответы о неэффективном рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качестве и т.д. Думаю, все это - последствия, а первопричина - в подборе кадров. Кадры решают все - вечная истина.
Глубоко заглядывать не будем. Рассмотрим последнее решение (7 ноября 2014г.) квалификационной коллегии судей Алтайского края. Как уже отмечалась на должность судьи краевого суда прошла единственный кандидат (по нашему мнению другим попросту не рекомендовали подавать документы) Сидорова. На должность, например, судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула претендовали 3 кандидата: мировой судья этого суда, помощник судьи краевого суда – кандидат юридических наук и помощник судьи Железнодорожного районного суда. Прошла конечно же…. помощник районного суда РЕШЕ, имеющая из 5-летнего юридического стажа лишь 2 года в статусе помощника судьи и 2 года находилась в послеродовом отпуске. Оказывается за 2 года она так проявила себя, что единогласно судебной коллегией рекомендована в федеральные (даже не мировые) судьи. А как же Закон. А Закон для квалификационной коллегии судей Алтайского края не писан. Подтверждение тому факт рекомендации этой же коллегией на продление полномочий мировому судьи Шипуновского района, изгнанному из федеральных судей Куркину, являющемуся ОТЦОМ рекомендованной РЕШЕ. Но шум поднятый в прессе, например, статья «Судья судье глаз не выклюет» в газете «Алтайская правда». Отдать должное в тот момент вмешательство Председателя краевого суда Ширнина, не позволило продлить полномочия г-ну Куркину. Но… Квалификационная коллегия, как мы считаем реабилитировалась перед ним, вопреки закона рекомендовала его дочь на должность федерального судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула. Правда в судах поговаривают, что кто-то из высоких чинов позвонил Ширнину и очень попросил за РЕШЕ. Опять таки проверить эту информацию нам не представляется возможным, а факт незаконного назначения (не прошли ни действующий судья ни кандидат юридических наук с более высокой должности) налицо.
Согласно ст. 6 Кодекса судейской этики Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи. Но о какой морали и нравственности судьи может идти речь, если она прекрасно понимает, что её назначение не честно и безнравственно, а возможно просто куплено. За своё назначение она кому то обязана. Считаем, что при таком назначении нельзя говорить об авторитете судебной власти и тем более о репутации судьи. Ведь в судах все знают, как произошло назначение, а значит рано или поздно об этом будут знать и граждане.
И еще одно, к вопросу о составе квалификационной коллегии судей края, - этого наиважнейшего органа, который дает кандидату рекомендацию на судейскую должность, решает кадровые вопросы судей.
Квалификационные коллегии работают в составе представителей общественности, которые должны составлять по закону 1/3 от ее численности. Предполагается, что тем самым устраняется закрытость судебной системы, а решение кадровых вопросов осуществляется при участии общественности. Однако несменяемость представителей этой общественности вызывает озабоченность.
Чтобы суд и судьи были уважаемы и пользовались доверием, надо, прежде всего, соблюдать неписанные правила нравственности: иметь совесть и собственное достоинство, уважать других; честно пройти начальную школу жизни и достичь (а «не украсть») судейскую должность, а, достигнув, работать соответственно оплате труда: много и добросовестно, рассматривать дела качественно и в срок. Радует, что такие судьи в районном звене пока ещё есть.
Занимаясь в последние годы общественной работой и правозащитной деятельностью, нам приходится бывать в судах края, и мы знакомы со многими судьями, работниками судебных органов. На основе имеющейся информации, а больше из личных наблюдений и общения, проанализировали и доводим до Вашего сведения свои наблюдения и выводы.
Мы обратились к Вам, исключительно преследуя цель обозначить видимые общественностью проблемы в судебной власти края, привлечь к ним Ваше внимание, органов судейского сообщества, судей и граждан.
Уверены, что общественности следует реально в допустимых формах (а не только заседая в квалификационной коллегии судей, что, по нашему наблюдению, малоэффективно) участвовать в подборе судейских кадров.
На этот счет у представляемой нами общественности имеется конструктивное предложение.
Должно быть две коллегии: аттестационная и квалификационная, которые должны работать не при суде или судебном департаменте, а при Вашем представителе, то есть при федеральном инспекторе. При этом, Аттестационная коллегия, предназначенная для приёма экзаменов у кандидатов на должность судьи, создаётся в количестве 2-3 в Федеральном округе. Формируется эта коллегия из: 4 представителей высших учебных заведений с учёным званием или учёной степенью специалистами в гражданском, арбитражном, уголовном и административном праве; 4 судей также специализирующимися в названных разделах права; представителя судебного департамента и представителя федерального инспектора.
Квалификационная коллегия формируется в субъектах РФ при Главном федеральном инспекторе, который и возглавляет её. В состав этой коллегии должны войти по 1 представителю: УФСБ субъекта федерации, УМВД РФ по субъекту федерации, судебного департамента субъекта федерации, судьи республиканского (краевого, областного) суда, районного федерального суда, мирового судьи, депутатов республиканского (краевого, областного) парламентов парламентских фракций Гос. Думы РФ, ИФНС, УФМС, адвокатуры и 5 представителей (не обязательно с юридическим образованием) общественных организаций, занимающихся защитой прав граждан.
На должность федерального судьи Квалификационная коллегия рекомендует, а профильный комитет Гос. Думы РФ согласовывает претендента. Президент РФ назначает на должность и утверждает в качестве федерального судьи. Ввести запрет на рассмотрение кандидатуры на должность судьи в суды городов при 1 претенденте.



По поручению Совета представителей Русских Родов

Глава Совета г.Барнаула
Ю.А.Павлов

19.11.2014г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий